Виктор Часовских: «Органы МСУ смогут контролировать управляющие компании»

19 июля 2011

В последнее время в нормативно-правовые акты, регулирующие сферу ЖКХ внесено немало изменений. О том, как повлияют на отрасль поправки в Жилищный кодекс, почему можно считать революционным новое постановление правительства РФ «О предоставлении услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и как управляющим компаниям помогут избавиться от 13-й квитанции, «ВК» рассказал директор МБУ «Ресурсный центр поддержки развития местного самоуправления» Виктор Часовских.

-Какие новшества появились в Жилищном кодексе РФ после внесения поправок 13 мая?

- На мой взгляд, основная поправка, которую почувствуют собственники жилья, касается создания советов многоквартирных домов (МКД). До конца 2011 года в тех домах, где не зарегистрированы ТСЖ и ЖСК, должны быть созданы такие советы, это действительно необходимо. Новый орган по закону будет иметь право контролировать деятельность управляющей компании, обслуживающей тот или иной дом. Уже не раз мы говорили о том, что собственники остались один на один с УК. Общественная палата Самарской области давно выходила в губернскую думу с законодательной инициативой создания подобного контролирующего органа.
Ведь сейчас собственник приходит в управляющую компанию, пытается что-то требовать, а его просто «посылают». Теперь в Жилищном кодексе четко прописано, что председатель совета МКД осуществляет контроль за выполнением обязательств, заключенных по договорам, в том числе и с управляющими компаниями. И если последняя откажется говорить с председателем совета, то это уже повод для обращения в прокуратуру.


- Каков механизм создания совета многоквартирного дома?


- Совет МКД должен быть избран до конца 2011 года общим собранием собственников жилья. Для начала определяется общее количество членов совета, допустим, в него может войти представитель от каждого подъезда. Затем из числа членов совета избирается председатель. За его кандидатуру должны проголосовать 50% собственников плюс еще один человек. Мы рекомендуем копии протокола об избрании совета МКД представить в районную администрацию и управляющую компанию, обслуживающую дом. Сейчас наш ресурсный центр готовит памятку, как провести собрание и как правильно оформить такой протокол.

Если же до конца текущего года совет не будет создан, то в течение первого квартала 2012 года инициировать организационное собрание собственников должен орган местного самоуправления.
Сейчас одна из главных задач муниципалитетов – оказать помощь активным собственникам в проведении таких собраний.


- Какими правами будут обладать советы МКД?

- Согласно Жилищному кодексу, совет может выносить на собрание собственников любые вопросы, касающиеся использования общего имущества, планирования и организации работ по его содержанию и ремонту и многое другое. Как я уже отметил, советы будут контролировать оказание услуг и выполнение работ по управлению домом, содержание и ремонт общего имущества, качество предоставляемых коммунальных услуг. Председатель совета дома на основании доверенности, выданной собственниками, может заключать договора, подписывать акты выполненных работ. То есть теперь право подписывать акты выполненных работ будет у определенного круга лиц в доме, что, на мой взгляд, повысит уровень их контроля за деятельностью управляющей компании в доме и уровень ответственности самих членов совета дома.

«Важно подключение муниципалитета к контролю»

- Что делать, если управляющая компания действительно не соблюдает договор?


- Поправки, внесенные в Жилищный кодекс, учитывают и этот вопрос. Схема действия собственника помещения в случае невыполнения УК условий договора обслуживания МКД проста. Теперь собственник либо председатель совета МКД, орган управления ТСЖ или ЖСК могут обратиться в орган местного самоуправления с жалобой на невыполнение условий договора. Орган МСУ в течение пяти дней обязан провести проверку по факту обращения. Если жалоба подтверждается, в течение 15 дней орган МСУ обязан провести собрание в доме и поставить вопрос о расторжении договора с этой УК, а также предложить собственникам выбрать новую управляющую компанию или изменить способ управления домом. Это серьезное новшество, ведь теперь органы местного самоуправления могут контролировать деятельность управляющих компаний. Пока в правительстве РФ разрабатывается механизм этого контроля, то есть определяется, кто конкретно в органе МСУ будет этим заниматься. Но очень важен сам подход и включение муниципалитета в процесс контроля.


- Таким образом, контроль над УК станет более действенным?


- Да, но контролировать будут не только УК. В соответствии с новыми поправками, жилищная инспекция наделена полномочиями проверять уставную деятельность ТСЖ и ЖСК. До 1 марта 2013 года жилищная инспекция будет обязана проверить все ТСЖ и ЖСК на предмет легитимности их создания. Из обращений граждан мы уже готовим список тех, кого нужно проверить в первую очередь.

Проблемы в основном возникают в крупных ТСЖ, в состав которых входит много домов и работающих как управляющая компания. Или там, где застройщик сам создал ТСЖ и поставил своего председателя. Как правило, это делается для того, чтобы не исправлять недостатки и нарушения, допущенные при строительстве. Кстати, согласно ЖК, теперь нельзя создавать ТСЖ в новостройках. После принятия дома в эксплуатацию управляющую компанию назначает администрация, и только через год можно создавать ТСЖ. Это тоже одно из наших предложений, которое мы через областной парламент, правительство области направляли в Государственную думу.


«УК будут разбираться со сверхнормативным потреблением сами»


- 6 мая было принято постановление правительства РФ «О предоставлении услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Что изменится со вступлением его в силу?


- Нужно отметить, что постановление вступит в силу только в ноябре, но принципиальных новшеств много. В первую очередь, согласно постановлению, по каждому виду коммунальных услуг вводится два платежа: за потребление внутри жилого помещения и за потребление на общедомовые расходы. Кроме того, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды рассчитывается для всех потребителей в доме, независимо от наличия индивидуальных приборов учета, пропорционально площади квартиры.

Сокращены сроки, по истечении которых неплательщику в жилом помещении может быть ограничено предоставление коммунальных услуг. Теперь этот срок составляет не шесть, а три месяца. При этом в случаях, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, управляющая компания будет иметь право приостановить предоставление коммунальной услуги, кроме отопления и холодного водоснабжения, независимо от того, за какую услугу сложилась задолженность.
Будет также разработана единая форма платежной квитанции.

- Согласно тому же постановлению, будет ликвидировано само понятие «13-й квитанции». Значит ли это, что УК сами должны будут в конце года расплачиваться за сверхнормативное потребление?

- Действительно, теперь в бюджете не закладываются деньги на оплату «13-й платежки», и управляющим компаниям придется разбираться с этим самостоятельно. Как возникает эта разница? Собственники многоквартирного дома через УК заключают договор с поставщиком услуг. Первый вариант договора предусматривает расчет по общедомовому прибору учета, и никакой корректировки показателей не производится: сколько накрутил счетчик, столько собственники и платят.

Другой вариант возникает, если в доме не стоит коллективный счетчик. Согласно постановлению, в этом случае расчеты с поставщиками услуг должны производиться по нормативам. Так вот жильцы платят по нормативам, а поставщики коммунальных услуг требуют с УК суммы, рассчитанные по балансовому методу. Дело в том, что у поставщиков есть свои методики: по их мнению, объем предоставленной услуги никак не согласуется с нормативами, а зависит от площади жилых и нежилых помещений и диаметра трубы. Исходя из своих формул, поставщики требуют с УК оплату за объем тепла или воды, который, «по идее», зашел в дом. Показатели, рассчитанные по балансовому методу, как правило, не всегда совпадают с нормативами.

- То есть такой метод не законен?

- Конечно, это метод незаконный, ведь есть постановление правительства, есть Жилищный кодекс. Но поставщики все равно поступают по-своему. Лучшее решение проблемы — установка общедомового счетчика. Расходы можно минимизировать, если вести четкий учет количества проживающих и при расчете квартплаты исходить именно из количества проживающих, а не прописанных. По всем этим вопросам администрация Самары уже начала работу с поставщиками коммунальных услуг, управляющими компаниями. Думаю, что приемлемое решение будет найдено.

- В этом году заканчивает свою работу Фонд содействия реформированию ЖКХ. Что досталось Самарской области напоследок?

- В этом году на капитальный ремонт многоквартирных домов в Самарской области будет направлено около 440 млн рублей. Причем 330 млн рублей из общей суммы получит Самара. Кроме того, получат финансирование на переселение граждан из аварийного фонда Сызрань, Чапаевск, Кинель-Черкасский и Сергеевский и другие районы губернии.

Мы надеемся на то, что в фонде еще остался резерв и, возможно, еще около 300 млн рублей будут выделены Самаре на проведение капитальных ремонтов домов.

Однако это действительно последний год работы фонда. Тем не менее работа в этом направлении все равно будет продолжена, ведь деньги на проведение капитального ремонта нужны всем муниципалитетам. Планируется, что будут созданы региональные фонды, аналогичные фонду содействия реформированию ЖКХ. Скорее всего, большую часть средств на капремонт будет выделять область, другим будет и процент софинансирования. Вероятно, будут и какие-то федеральные субсидии. Конечно, тем, кто успел попасть в программу фонда до этого года, повезло больше, потому что они получили реальные деньги, причем немалые. Дальше объем финансирования может уменьшиться. Но все же хорошо, что этот процесс не останавливается. Государство не снимает с себя ответственности по продолжению процесса капитальных ремонтов домов.

Биографическаz справка
Часовских Виктор Иванович родился 4 сентября 1954 года в Новокуйбышевске. В 1976 году он окончил Свердловское высшее военно-политическое танко-артиллерийское училище. С 1976 по 1994 годы проходил службу в Вооруженных силах на офицерских должностях. В 1994 году закончил Поволжский кадровый центр в Саратове по специальности «Государственное и муниципальное управление». С февраля 2011 года по настоящее время – руководитель муниципального бюджетного учреждения Самары «Ресурсный центр поддержки развития местного самоуправления». Также Виктор Часовских - председатель комисии по местному самоуправлению, строительству и ЖКХ Общественной палаты Самарской области и заместитель председателя Общественного совета при Самарской губернской думе.

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter для отправки уведомления.
Ваше имя:
Уважаемые пользователи!

Напоминаем, что в комментариях запрещается:
  • употребление нецензурных слов и выражений
  • размещение текстов, содержащих пропаганду или агитацию, возбуждающих социальную, расовую, национальную, половую или религиозную ненависть и вражду
  • пропаганда социального, расового, национального, полового, религиозного или языкового превосходства
  • размещение рекламных сообщений, ссылок, а также рекламных фраз в подписях и именах пользователей
Комментарии отражают мнение пользователей и могут не совпадать с мнением Администрации сайта.